Система контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

«… Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был  образованным в полном смысле слова.»                                                    Н.Г. Чернышевский


Основным объектом системы контроля и оценки
выступают планируемые результаты  освоения ООП/АООП НОО, ООП/АОП ООО (личностые, метапредметные, предметные), достигаемые  в рамках освоения рабочей программы по учебному предмету. В оценке образовательных достижений обучающихся с ОВЗ основным показателем является динамика образовательных достижений с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Основные принципы оценивания:

  • важность, значимость результата для реальной жизни;
  • адекватность инструментария оценивания (валидность) планируемым результатам;
  • объективность оценивания, однозначность критериев оценки;
  • интегрированность критериев оценивания в процесс обучения («оцениваем только то, чему научили»);
  • открытость, демократичность процедуры оценивания;
  • разнообразие методов и инструментов оценивания;
  • простота инструментов оценивания и удобство их использования.

Система оценки результатов освоения программы построена на принципах критериального формирующего оценивания («оценивание для обучения»), которое ориентировано на конкретного обучающегося, призвано выявить пробелы в освоении обучающимся того или иного элемента содержания образования, направлена на поддержку усилий обучающегося по освоению программы,  и не предполагает сравнения результатов разных обучающихся. Критерии оценивания и показатели достижения образовательных результатов представлены  в рабочих программах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) и общими (ключевыми) компетенциями, которые, составляют основу этих результатов, и ведется на основе LQT- данных, полученных в ходе включенного наблюдения учителя на уроках и во внеурочной деятельности (L), внешних и внутренних неперсонифицированных мониторинговых процедур: опросов/анкетирования (Q), социально-психологического тестирования (T), что находит отражение в отзыве каждого учителя-предметника о достижениях обучающегося в течение учебного года.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в  умении учиться: овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД, в том читательской грамотностью (работой с текстом) и ИКТ-компетентностью, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью, обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, и формируются за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности.  Оценка достижения метапредметных результатов проводится по результатам выполнения диагностических работ, учебных проектов и портфолио достижений, а отдельных метапредметных результатов, которые нецелесообразно  или трудно проверить в ходе перечисленных выше процедур, во время текущего контроля.

Результаты (продукты) проектной деятельности по английскому языку могут быть представлены в форме: а) материального объекта творчества (открытка, альбом, буклет, постер и т.д.); б) мультимедийного продукта (презентация, видеоролик);  в) отчетных материалов по информационному и/или исследовательскому проекту, которые включают как письменные тексты (доклад, реферат, аналитический отчет (для 7-9 классов), так и мультимедийные (видеоотчет).

Достижение метапредметных результатов рассматривается как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-­практических задач средствами учебного предмета, которые лежат в основе оценки предметных результатов.

Оценка предметных результатов учитывает динамику образовательных достижений и индивидуальный темп освоения содержания предмета и объективно не предполагает стандартизации контрольно-измерительных материалов и оформления результатов в форме отметки, а также сравнения результатов разных обучающихся за один и тот же период обучения.

Отслеживание динамики, контроль и оценка образовательных результатов осуществляется в ходе процедур внутреннего контроля: учителем — стартовой диагностики (при переходе на новый уровень образования, в 5 и 10 классе) или входной диагностики (в начале учебного года), текущего контроля, тематического контроля (по завершении изучения тематического блока Unit), промежуточного контроля (по четвертям), итоговой диагностики (за учебный год); процедур внутришкольного контроля и мониторинга, осуществляемых администрацией Центра  (административных контрольных работ, промежуточной аттестации (за учебный год),  итоговой аттестации (по завершении уровня образования, в 4, 9 и 11 классах), а также в ходе внешней оценки: по итогам ГВЭ/ОГЭ по предмету (по выбору обучающихся). Проведение учителем процедур текущего и промежуточного контроля осуществляется в учебном курсе Moodle, либо на бумажном носителе. 

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях, в том числе в изучении английского языка. В ходе изучения учебного предмета «английский язык» в портфель достижений включаются:                     выборка работ (итоговых контрольных, творческих и конкурсных работ, презентаций, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний);   систематизированные материалы наблюдений (языковой портфель, листы достижений по группам планируемых результатов, отзыв учителя об учебных достижениях по предмету); материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной деятельности, результаты участия в олимпиадах и конкурсах (грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты).

С учетом динамики достижения обучающимися планируемых результатов и темпа освоения учебного материала, контрольные и диагностические материалы для конкретного класса (обучающегося) могут разрабатываться учителем самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.  При разработке КИМ для проведения контроля используются Общие кодификаторы элементов содержания и планируемых результатов освоения учебного предмета «Иностранный (английский) язык», на основании которых составляются соответствующие кодификаторы элементов содержания КИМ и проверяемых результатов (метапредметных, предметных) освоения программы и спецификации КИМ.   При этом к одному кодификатору могут разрабатываться несколько спецификаций и КИМ с учетом  индивидуальных особенностей обучающихся в одном классе (дифференцированный подход).

Особенности организации контроля, оценки достижения планируемых результатов и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ

Для проведения различных видов контроля и оценки уровня освоения программы используются преимущественно индивидуально-ориентированные контрольные работы, разработанные учителем с учетом индивидуальных возможностей обучающихся и темпа освоения учебного материала, а также тематические проверочные работы и контрольные измерительные материалы, представленные в используемых авторских пособиях (УМК Афанасьевой О. В., Михеевой И. В., Барановой К.М.  Английский язык. Серия “RainbowEnglish”), адаптированные составителем рабочих программ АООП/АОП. По этой же причине КИМ для текущего, тематического и промежуточного контроля в содержание таких рабочих программ, как правило, не включаются.

Обучающиеся с ОВЗ имеют право на прохождение промежуточного контроля и аттестации в иных формах. Специальные условия проведения промежуточного контроля и промежуточной аттестации обучающихся с  ОВЗ включают:

  • особую форму организации контроля и аттестации (индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
  • 1) упрощение формулировок заданий по лексико-грамматическому содержанию и семантическому оформлению;
  • 2) упрощение инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
  • 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается проверяющим педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
  • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого);
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • обязательное увеличение времени на выполнение заданий;
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении проявлений утомления, истощения;
  • недопустимость негативных реакций со стороны педагога, ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Общий кодификатор элементов содержания и планируемых результатов начального общего образования (2-4 классы)

Общий кодификатор элементов содержания и планируемых результатов основного общего образования (5-9 классы)

Кодификатор и Спецификация КИМ для проведения стартовой диагностической работы в 4 классе (пример)   

Диагностические, контрольные оценочные материалы